Артисты Русского национального балета выступили для горожан с проектом «Домой с Победой» 12 мая. В спектакле приняли участие белгородские студенты института искусств и культуры.
Во Дворце культуры «Энергомаш» в Белгороде состоялся премьерный спектакль «Домой с Победой» в исполнении Русского национального балета «Кострома» (РНБ). Проект отражает атмосферу довоенной страны и событий 1941–1945 годов.
По словам президента РНБ «Кострома» Елены Царенко, спектакль «Домой с Победой» должен был состояться в Белгороде ещё в мае 2020-го года в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Однако в связи с пандемией коронавируса его пришлось перенести на год.
Тур в 2021 году артисты начали в Минске, что очень символично, считает президент РНБ. Ведь этот город-герой одним из первых принял на себя удары фашистских захватчиков и перенёс тяжелейшие испытания. По словам Елены Царенко, белорусы остались в восторге от спектакля.
В Белгороде участие в спектакле приняли более 150 человек. На сцену ДК «Энергомаш» вышли артисты балета «Кострома», заслуженная артистка РФ Светлана Тома, заслуженный артист страны Василий Пьянов и студенты Белгородского института искусств и культуры.
Мы сохранили один из компонентов спектакля, когда мы приглашаем артистов-волонтёров в городах, где представляем мероприятие. Хочу сказать, что никакая акция не может сделать то, что делает искусство — ребята меняются на глазах. Президент Русского национального балета «Кострома»
Спектакль «Домой с Победой» начался со сцены в парке отдыха и культуры. Горожане ведут размеренную жизнь — играют в шахматы, гуляют с детьми, знакомятся, танцуют под музыку 40-х годов прошлого столетия. Однако мирное время заканчивается объявлением о войне. На сцену выходит «мать ста миллионов сыновей» в исполнении заслуженной артистки РФ Светланы Тома. Под шаги сотен солдат, роль которых исполняют студенты белгородского института, «Мать-Родина» взывает к сыновьям с мольбой вернуться домой живыми. Картина отражает всю боль тех событий — на совсем юных ребятах, которым в момент предстояло стать взрослыми мужчинами, надет плащ-палатка, военная каска, вещь-мешки и кирзовые сапоги.
Есть много книг о войне, есть много фильмов о войне, но, когда есть сцена, откуда идёт живая энергия, я считаю, что это энергетически захватывает зрителей. Светлана Тома
Одна за другой сменяются картины военных лет — блокадный Ленинград и премьера 7-й симфонии Шостаковича. По мнению продюсера проекта Елены Царенко, сцена с демонстрацией произведения композитора показывает всю мощь искусства — музыка отразила веру в победу, жертвенность и всеобъемлющую любовь к своей стране.
Фото:Анастасия Федосеенко/Бел.РуСпектакль показал жизнь тыла — письма с фронта, где звучат голоса на русском, украинском, грузинском и татарском языке, выступление артистов агитбригады на привале.
У меня получилось очень много кульминационных моментов в спектакле. Один из них— письма с фронта. Это складывается в энергию человеческих слов обращения к маме. Все письма начинались со слов «милая моя мама». Юрий Царенко, художественный руководитель Русского народного балета «Кострома»
После «Боёв у стен Рейхстага» зрители увидели сцену той самой долгожданной Победы — долгожданная встреча победителей на фоне цветущего парка.
Вторая часть спектакля посвящена духу единения многонациональной страны. На сцене «Энергомаша» артисты балета продемонстрировали русские, татарские, казачьи, кавказские и корякские танцы. Каждый номер раскрыл неподражаемый колорит народа с помощью музыки, искусных костюмов и отточенной хореографии. Дополнил яркую программу заслуженный артист России Василий Пьянов, исполнив песни военных лет.
Белгородцы аплодировали артистам Русского национального балета «Кострома» стоя.
Проект уникален ещё и тем, что в постановке использовали более тысячи предметов реквизита. В их числе фотоаппарат 30-х годов, шахматы, печка-буржуйка, котелки, чайники, аксессуары, блокноты, письма и т. п.
Специально для спектакля мастерские Москвы и Санкт-Петербурга создали 300 оригинальных костюмов, среди которых военная форма, одежда милиционера и моряка, горожан, а также национальные народные костюмы.
Что касается декораций, то точные копии вагона-теплушки, грузового автомобиля-полуторки, автоматов и панорамных декораций изготовили в мастерских Михайловского театра Санкт-Петербурга.
Как рассказала президент РНБ «Кострома» Елена Царенко, впервые проект был показан в 2015 году в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне в девяти городам-героям страны. С того момента спектакль неоднократно менялся — редактировались сцены, добавлялся реквизит, создавались декорации.
Искусство — это тогда, когда оно развивается. Каждый год что-то меняется. Мы отказываемся от хорошего и даём место лучшему. Принцип такой. Юрий Царенко, художественный руководитель Русского народного балета «Кострома»
Фото:Анастасия Федосеенко/Бел.РуСледующий спектакль состоится 14 мая в городе-воинской славы Брянск.