Анастасия Савицких: «Творчество – это всегда поиск»

Анастасия Савицких хорошо известна белгородским любителям искусства. Она регулярно устраивает персональные выставки, участвует и в групповых. Сегодня, 25 августа, в областном ЦМИ открывается её новая персональная выставка «Та ещё история».

Накануне вернисажа мы поговорили с Настей в её мастерской.

Мастерская находится в офисном помещении в центре Белгорода. Она прячется среди маникюрных салонов, туристических фирм, массажных кабинетов, стоматологий и контор по продаже лотерейных билетов. Маленькое помещение с белыми стенами, залитое ярким солнечным светом, сплошь увешано и уставлено картинами, книгами, кистями и красками, комнатными цветами и какими?то причудливыми инсталляциями.

Настя с упоением проводит экскурсию:

«Это очки с моих фотографий, которые будут экспонироваться на выставке. Я сделала надписи на них 3D-ручкой. Это моя библиотека, тут всё только про изобразительное искусство: теорию, историю. Этот металлический куб – часть будущей инсталляции. Папа занимается металлом, сделал для меня. А эти ветки мы нарезали в деревне, чтобы я свила гнездо, оно будет подвешено в кубе. Эта инсталляция тоже будет на выставке».

Фото: Алина Михайлова Читайте также Рисовать мечты. Почему на работах красногвардейской художницы герои улыбаются 15 Апр 2022 10:22 Город в моменте. О чём рассказывает выставка белгородской художницы Ольги Алексеенко 19 Янв 2022 19:36 Художница Виктория Хаданка: «Моё творчество не понимают в 90 % случаев» 27 Ноя 2021 19:00 В Белгороде открылась выставка московской фотохудожницы Юлии Замятиной 15 Июл 2021 14:00 Как волосы пшеничной блондинки. Почему белгородке пришлось стать дворником ради искусства 11 Мар 2020 18:35

Здесь продумана каждая деталь. Даже в кажущемся беспорядке есть какая?то эстетика. Я делаю восемь щелчков затвором фотоаппарата и получаю восемь красивых кадров.

Мы садимся за стол, расположенный в середине комнатки. Он покрыт брызгами краски в тон всему, что есть в мастерской: голубыми, серыми, коричневыми, жёлтыми. Кажется, что и он тоже – произведение искусства.

Отмечаю, что и сама Настя волшебным образом вплетается в атмосферу своей мастерской. Она вся такая бело-голубая, воздушная, похожая на птичку.

— Настя, расскажи, зачем современному художнику мастерская? Ведь можно творить просто у себя в квартире, в специально отведённой для этого комнате?

— Я считаю, что у места должно быть своё предназначение: в этом месте мы едим, в этом отдыхаем, в этом работаем и так далее. И когда ты смешиваешь в одном месте и работу, и отдых, ты днём не работаешь, а ночью не спишь. Я раньше работала там же, где и жила, и если меня настигало вдохновение, я круглые сутки посвящала работе. В такие моменты даже когда спишь, мозг продолжает дописывать картины. Утром я просыпалась и понимала, что вообще не отдыхала. А бывает наоборот: ты совсем не вдохновлён, не можешь себя заставить поработать и нарочно отвлекаешься на бытовые дела. В общем, мастерская помогает мне переключаться.

Анастасия Савицких / Фото: Алина Михайлова

О первых шагах и поиске себя

— Когда ты приехала в Белгород, когда начала выставляться?

— Я переехала в Белгород из Норильска в 2014 году. Поступила в БелГУ на учителя изобразительного искусства и мировой художественной культуры.

— Ты мечтала стать художником?

— Нет, я поначалу была уверена, что закончу педагогический и буду учителем. Вся моя жизнь будет проходить тихо, спокойно и очень стабильно. Но тут я очень сильно увлеклась теорией искусства, затем практикой. И в какой?то момент мне сказали: почему бы тебе не попробовать пойти на выставку. Это был 2016 год, первая моя выставка была в художественном музее. И я втянулась с первого раза.

— Ты сильно трансформировалась с того момента, как начала писать? Вот знаешь, бывает, когда читаешь свои старые тексты и думаешь: какая я была глупая. Есть у тебя такие ощущения от своих картин?

— Кстати недавно я их пересматривала. От некоторых есть, а на некоторые смотришь и понимаешь, что не так?то сильно изменилась в плане видения мира. Может быть, рука стала более уверенной. Ещё я отошла от суперизобразительности. То есть если раньше я изображала пейзаж пейзажем, натюрморт натюрмортом, то сейчас хочется искать более сложные ходы.

Фото: Владимир Юрченко (архив)

— В общем, ты находишься в поиске себя?

— Один мастер, чьё мнение для меня очень авторитетно, как?то сказал: «Художник без рефлексии не художник». И я тоже так считаю. Если в какой?то момент ты думаешь «всё, я нашёл себя», мне кажется, ты просто остановился. Творчество – это всегда поиск. Ты этим занимаешься, потому что у тебя есть много вопросов к чему?нибудь. И ты задаёшь эти вопросы, разбираешься, какую?то претензию выстраиваешь. Если ты во всём разобрался, в том числе и в себе, – всё.

— Именно поэтому ты всё время пробуешь разное творчество?

— Ой, да, мне интересно всё. Я вышивала, плела из веток. Сейчас вот увлеклась проволокой. У меня даже есть штука для резьбы по дереву: дремель. Правда есть проблема – я не люблю наощупь дерево, но мне очень хочется с ним работать, поэтому ищу варианты.

О стиле и сюжетах

— Ты сама как?то определяешь стиль, в котором работаешь?

— Мне кажется, стиль определяется после смерти художника, когда можно увидеть прямо весь спектр его работ. А мне в разный момент нравится разное. Сейчас меня увлекает больше всего коллаж в плане графики: наклеивание кусочков бумаг, гербарии. И такая же коллажность в живописных работах. Мне нравится делать много эскизов, зарисовок вне мастерской: на каком?нибудь мероприятии, на природе, делать фотографии. А потом брать эти зарисовки и фотографии и составлять из этого свои работы.

Фото: Алина Михайлова

— В твоих картинах много повторяющихся сюжетов, в частности, я имею в виду птичек. Что они для тебя значат и почему именно они?

— В Норильске, откуда я приехала, очень мало природы. Из птиц были только бакланы, они налетали на местные мусорки. И однажды в городе появились голуби. Это было просто какое?то чудо, все ринулись фотографировать. Казалось бы – что это, радоваться голубям. Но я помню, как ими любовалась. И я увлеклась птицами, стала их изучать. Когда я приехала в Белгород, я была во всеоружии: у меня был бинокль, атлас-определитель…

В творчестве птица – мой любимый образ. Это такой символ работы над собой, которая незаметна. Вот летит птица, и мы смотрим на неё как на какое?то прекрасное существо, которое парит, такое мечтательное, красивое. А на она тем временем преодолевает стихию, мышцы у неё работают. То есть со стороны кажется легко, но на самом деле нет. Возможно, я себя в какой?то мере ассоциирую себя с птицей, потому что мне тоже (как и всем, наверное) не всё даётся легко. Ну и всё?таки они очень утончённые, воздушные, ими нельзя не восхищаться.

Фото: архив Софьи Орешкиной
Софья Орешкина: «Ничего не мешает тебе стать интересной частью города»

О выставках

— Ты неоднократно выставлялась в других городах, в том числе в столице. Скажи, отличается восприятие зрителя маленького города и столичного?

— Безусловно. Картины для выставок отбирает куратор. А у куратора московского невероятная насмотренность, его очень трудно удивить, он хорошо разбирается в современном искусстве и в этом плане довольно суров. Из массы работ он выбирает те исключения, которые можно показать искушённой московской публике.

— Какая выставка особенно запомнилась?

— У меня однажды была персональная выставка в галерее «Ходынка» в Москве. Это была прямо?таки микровыставка: она состояла из одной работы. Но я ею очень горжусь. Там есть зал, чуть больше моей мастерской, он полностью чёрный. И в нём была работа. Но чтобы это была не просто одна картина в комнате, я создала атмосферу. На большом экране шёл мой видео-арт «Трогательная тщетность», к нему я сделала звук при помощи гитары и каких?то шумов. И было ещё два видео по бокам: одно показывало заржавевшую проволоку, второе – колышущуюся ветку.

Этот проект был про то, как важно быть человечным друг к другу. Мне потом куратор передавал отзывы зрителей. Было много очень хороших слов.

— Наверное, столичный зритель больше открыт к современному искусству?

— Да, пожалуй. Но и в Белгороде прямо негатива я не получаю никогда. Те, кто что?то не понимает, либо просто молчат, либо просят что?то рассказать, пояснить.

— А ты как относишься к пояснению картин? Художник должен рассказывать, «что он имел в виду», или всё?таки человек сам должен понять?

— Это совершенно нормально. Не знаю, как к картинам, но если это инсталляция, либо серия работ, когда ты думаешь над какой?то идеей объёмно, то объяснялка даже необходима. Какой?то комментарий, цитата или хотя бы пара слов очень помогают зрителю. Бывает, прочитав пояснение, человек по?другому начинает относиться к работе, он будто пообщался с художником, знает, на что смотреть, видит это и это его радует.

Муж – поэт, жена – художник

— Я сейчас всё чаще встречаю твои картины с комментариями твоего мужа Саши. Расскажи о вашем союзе. Ты художник, Саша поэт. Что этот тандем вам даёт?

— Я иллюстрирую Саше книги (собственно, с этого и началась наша история), делаю открытки с его цитатами, участвую в поэтических проектах. В «Литературном слэме» – в качестве иллюстратора. На «Поэтейшн» помогаю искать художников для написания портретов поэтов, которым посвящены вечера. Наш скетч-клуб ходит на слэмы и делает зарисовки. Саша в свою очередь помогает мне с текстами. Он хорошо чувствует то, что я пишу.

Вообще сообщества поэтов и художников в Белгороде из?за нас подружились. Художники теперь любят ходить на поэтические вечера, а на вернисажах всё чаще можно услышать стихи. Очень приятно за этим наблюдать.

Фото: Алина Михайлова

О заработке

— Можно ли сейчас художнику зарабатывать?

— Да, вполне. Это сложно, но если избрал этот путь – вертишься. Мне очень повезло, я просто не могу по?другому. Я пробовала преподавать в частной школе, и поняла, что это не моё, когда надо что?то делать на поток, по расписанию, по программам. Я могу встать утром и понять: хочу провести такое занятие. Тогда получится хорошо.

Я провожу занятия в частном порядке по истории искусств, рисованию. Выполняю частные заказы, в первую очередь, это роспись стен в частных домах или детских садах. Мечтаю расписать кафе или оформить его своими картинами, но пока таких заказов не было.

Также мои картины покупают. Не так часто, как хотелось бы и не очень стабильно это всё. Я систематизирую, записываю, что продалось, что заказалось и делаю какие?то выводы.

— Я знаю, твои работы есть в крупных галереях. Как ты туда попадаешь?

— Как говорится, сначала ты работаешь на зачётку, а потом она на тебя. Я сейчас подуспокоилась, но раньше каждый месяц подавала до 10 заявок на выставки, арт-маркеты. Составляла портфолио, писала сопроводительные письма. Вела список галерей, в которых хочу быть резидентом. Конечно, я получала множество отказов. Но всё же со временем обрастала новыми знакомствами. Люди искусства узнавали обо мне, видели мои картины. И недавно прорвало!

Фото: Владимир Юрченко (архив)

Особенно горжусь сотрудничеством с галереей InArt, которая находится в «Винзаводе» в Москве. Я подписала с ними договор на год. Причём и на холсты, и на видеоарт. Я не совсем понимаю, как продавать или покупать видеоарт. Но какая?то женщина интересовалась! Это для меня пока удивительные открытия арт-рынка.

О новой экспозиции и центре современного искусства

— Расскажи о выставке в ЦМИ. Что там будет?

— Началось с того, что я захотела показать проект, который делала в прошлом году в резиденции под Москвой. Её организовал союз московских художников, и этот проект выставлялся в Новой Третьяковке. Это триптих. Он лаконичный, про личные границы и сложность высказать свою проблему другому человеку. Эту тему я сделала главной во всей выставке, называется она по одной из картин триптиха: «Та ещё история».

Ещё будет инсталляция с керамическими птицами и вышитым мною палантином. Будет гнездо из веток, подвешенное на металлическом каркасе. Будет видеоинсталляция. Будут холсты, коллажи, диптих фотографий с очками, которые я показывала вначале.

Фото: Владимир Юрченко
В Белгородском художественном музее открылась мини-выставка современного искусства

Мне нравится этот зал в ЦМИ, я считаю его на данный момент самым комфортным в Белгороде для экспонирования современного искусства. Думаю, должно получиться здорово!

— Кстати, ты же мечтаешь о Центре современного искусства в Белгороде? Считаешь, что в нём есть потребность?

— Центр современного искусства действительно нужен. Современное искусство с трудом вписывается в рамки существующих в Белгороде площадок. Ведь это не только холсты. Это видео, аудио, тотальные инсталляции, когда один объект занимает большое пространство и может даже прорываться сквозь него.

Я считаю, в Белгороде достаточно деятелей, которые занимаются в этом направлении и тех, кто мог бы приехать. Кроме того, специальная площадка необходима ещё и для того, чтобы человек, идя смотреть выставку, понимал, куда именно он идёт и что увидит, был готов к этому. ЦСИ будет большим шагом для города и повышением его статуса в культурном плане.

Алина Михайлова

Источник: https://www.belpressa.ru/

Топ

Лента новостей