«Геликон-Опера» в Белгороде: как Соборную площадь превратят в театр

Заместитель художественного руководителя театра «Геликон-Опера» Эдуард Мусаханянц рассказал подробности грядущей премьеры в Белгороде и о том, почему её непременно нужно увидеть даже тем, кто далёк от оперного искусства.

Историческая премьера

Доминантой второго фестиваля «Белгород в цвету» в 2022 году станет выступление театра «Геликон-Опера» на Соборной площади 2 сентября. Эдуард Мусаханянц отмечает, что премьера оперы Чайковского «Евгений Онегин» состоялась ещё в 1879 году, и только в 2022 году она добралась до Белгорода.

«Это будет первое исполнение «Евгения Онегина» для белгородцев. Благодаря губернатору Вячеславу Гладкову и нашему партнёру – компании «Металлоинвест» на Соборной площади выстраивается гигантский театральный зал со всей театральной инфраструктурой, которая присуща закрытому театральному сооружению. Здесь рождается новая сцена, здесь будет очень много света и звука», – отметил организатор.

Сцена из спектакля «Евгений Онегин» / Фото: helikon.ru Читайте также На премию «Кардо» в Белгород приедут 3,5 тысячи участников из 20 стран 30 Авг 2022 18:47 Работу главной сцены музыкального фестиваля в Белгороде обеспечивали 300 приборов 29 Авг 2022 14:13 На заключительном концерте BelgorodMusicFest выступили фортепианное трио Bel Suono и L’One 29 Авг 2022 11:11 В Белгороде прошёл молодёжный арт-фестиваль «В центре внимания» 28 Авг 2022 10:02 На Соборной площади в Белгороде выступили Минин-хор и хор имени Пятницкого 27 Авг 2022 21:46

Площадь – сцена и зрительный зал

Рядом с основной сценой, со стороны памятника Щепкину, появится вторая сцена – для оркестра. Она заменит обычную оркестровую яму. Дирижёр будет видеть солистов и хор в специальные мониторы перед собой.

Большую часть площади, на которой разместят партер на 5 220 кресел, разделит гигантская красная дорожка. Именно по ней пройдут белгородские артисты во время полонеза, в котором будет участвовать 60 человек. По словам Эдуарда Мусаханянца, участвовать в «Евгении Онегине» будет старооскольский ансамбль песни и танца «Завалинка».

Фото: Anna Molyanova/vk.com/helikonopera
На Соборной площади в Белгороде выступит музыкальный театр «Геликон-Опера»

Вместе с мультимедийными 3D-декорациями в опере хотят применить и экспериментальные решения. Например, в сложной для формата open air сцене приезда Онегина к дому Лариных по площади решили запустить полноценную карету с лошадью. Второй сложный момент для организаторов – как убрать тело Ленского со сцены, где нет занавеса. Нельзя сделать так, чтобы убитый герой встал и ушёл. В этой ситуации и решили пойти на эксперимент, суть которого пока сохраняют в секрете.

На сцене будет около 80 световых приборов, звук покроет всю площадь. Будут использовать и светодиодные экраны., и пиротехнику. В «Евгении Онегине» пиротехника появится в сцене «Бал в Петербурге», но активнее всего её будут использовать во время «Оперного маскарада» 3 сентября. В нём будет принимать участие и симфонический оркестр Белгородской государственной филармонии.

Билеты на оба дня выступлений бесплатно распространялись через сайты «Культурный регион» и «Геликон-Оперы». Сейчас все они уже забронированы, но, возможно, 1 сентября появятся билеты отказников. Обладателей билетов просят прийти не позднее чем за 15 минут до начала спектакля. В противном случае билеты аннулируются. Посадка внутри партера будет свободной. А те, кто не успел обеспечить себе место, смогут просто прийти на площадь и посмотреть представление, находясь за пределами партера.

Фото: Вадим Заблоцкий (архив)

Увидеть смогут все – в онлайне и офлайне

В центре Соборной площади появится двухэтажная башня, на первом этаже которой будут работать звукорежиссёры и художники по свету. А на втором создадут портативную телевизионную студию. Она будет транслировать всё происходящие в прямом эфире как на больших экранах, которые расположены на площади, так и сразу на нескольких площадках: на телеканале «Мир Белогорья», на портале «Культура.РФ», на сайте и в соцсетях «Геликон-Оперы», а также в нескольких пабликах в «Одноклассниках». В театре уверены, что виртуальная аудитория спектакля в несколько раз перекроет число тех, кто посмотрит представление на площади.

Эдуард Мусаханянц отмечает, что слышно и видно будет идеально, поэтому в атмосферу оперного театра смогут погрузиться и те, кто не успел получить билеты.

Фотозоны и буфет

Для украшения площади художники создают целую серию фотозон. Они будут представлять собой как архитектуру самого зала «Геликон-Оперы» в Москве, так и облики ведущих оперных залов мира. Разумеется, не обойдётся и без импровизированного буфета.

«На площади будут работать буфеты, где лучшие белгородские кондитеры представят свои вкусные десерты. Задача – создать атмосферу театрального буфета. Я никогда не ел бутербродов с колбасой вкуснее, чем в театре. Да, колбаса в театре приобретает какой?то особенный вкус», – пошутил Эдуард Мусаханянц.

Фото: freepik.com

Надо ли как?то специально готовиться?

«Геликон-Опера», в отличие от многих других оперных театров, активно занимается постановками на открытом воздухе в течение 10 лет.

Для всех желающих будут доступны программки с либретто – литературной основой сюжета. Можно будет её прочесть, чтобы в любой момент понять, что происходит на сцене. Опера пройдёт на русском языке, и проблем с её пониманием быть не должно.

Онегин – дело молодых?

Эдуард Мусаханянц подчеркнул, что в белгородской премьере будет много молодых голосов – это необходимо, чтобы точно передать атмосферу и дух «Евгения Онегина».

«Чайковский писал эту оперу именно для молодых голосов. Понимаете, не может Татьяну исполнять женщина в 60 лет, даже при самом роскошном голосе. Потому что это будет неправда. Её переживания, скорее всего, будет не очень органичны. В данном случае на сцене должны быть именно молодые голоса», – отметил заместитель худрука театра.

Сцена из спектакля «Евгений Онегин» / Фото: helikon.ru

Почему нужно увидеть белгородский спектакль

«У театра «Геликон-опера» есть мечта. Наш художественный руководитель Дмитрий Бертман говорит, что если в России настанет день, когда все музыкальные театры в один вечер сыграют оперу «Евгений Онегин» и её услышит большинство живущих в нашей стране людей, то наутро мы проснёмся совсем в другой стране. Это действительно очень великая музыка. Это визитная карточка всей русской классической музыки, оперы всего мира. Если мы посмотрим на оперную карту мира, то каждый день в каком?нибудь театре мира открывается занавес и зрители слушают музыку Чайковского. Это наша с вами конвертируемая валюта. Это человек, который прожил не очень долгую жизнь, но оставил после себя огромное наследие», – заявил Эдуард Мусаханянц.

Фото: Вадим Заблоцкий (архив)

На что обратить внимание

В истории взаимоотношений Петра Ильича Чайковского с произведением другого гения – Александра Сергеевича Пушкина, есть одна важная деталь. Сюжет «Евгения Онегина» почти все помнят ещё по школьной программе. Но композитор решил создать свой финал с настоящим хеппи-эндом, в котором Татьяна и Онегин остаются вместе.

«Общественность была против этого видения сюжета произведения. Пётр Ильич до последнего отказывался менять финал. Но Достоевский на открытии памятника Пушкину придал этому большое значение и фактически поругал Петра Ильича. После чего он решил всё?таки переписать и вернуть финал, как и было у Пушкина», – рассказал Эдуард Мусаханянц.

Несмотря на изменённый финал, в музыке осталось настроение именно той оперы – со счастливым концом. Поэтому организаторы призывают внимательно вслушиваться в каждый звук оперы – Чайковский оставляет множество знаков.

«Там нет ничего однозначного. У Чайковского всё надо читать между строк. Там есть инструменты, которые звучат так, что подсказывают, что герой врёт. Некоторые звучат так, что понятно, что кто?то нечестен, а кто?то, напротив, любит искренне. Музыка там как кардиограмма – в ней можно прочитать всё. Вообще, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» – это то, что должен знать каждый. Это как научиться пить вино. Когда знаешь букет и можешь его описать, то возникает совсем другое чувство вкуса. Точно так же если вы научитесь воспринимать оперу, то вы совершенно иначе начнёте воспринимать всю жизнь. Наша задача – чтобы человек становился лучше. Уверяю: опера способна менять людей, делать их лучше. И это для нас – самое важное», – заключил Эдуард Мусаханянц.

Сергей Шевченко

Источник: https://www.belpressa.ru/

Топ

Лента новостей