В эпоху вторичного производства, когда леса и океаны нужно спасать от завалов мусора, творческие умы нашли в нём вдохновение для создания арт-объектов. О своём увлечении треш-артом рассказали староосколец Руслана Куликова и белгородец Дмитрий Горелов.
Лошадь из покрышек
Современное искусство давно вышло за рамки традиционной живописи и скульптуры. Ещё с первой четверти ХХ века художники начали экспериментировать с материалами, что всегда под рукой – обрывками газет, плакатов, корягами и так далее. Так, французский художник Марсель Дюшан в 1913 году удивлял публику арт-объектами из сушилки для бутылок, велосипедного колеса и писсуара, тем самым доказав, что для искусства может сгодиться даже то, что публика считает мусором. Главное, чтобы творец так не думал.
Те первые шаги авангардистов послужили кирпичиками, из которых позднее сложилось целое направление, получившее название треш-арт. Но если в то время арт-объекты из отходов называли эпатажными, то сегодня многие художники осознанно выражают свой протест философии потребления.
Читайте также Часть украшений с фестиваля «Белгород в цвету» разместят в сквере в Шебекино 01 Сен 2022 20:03 Фото: Анна ЧеркашинаОпера, балет, стрит-арт: музыкальный фестиваль в Белгороде объединил разные виды искусств
В 2019 году в Конго прошёл фестиваль, участники которого сделали костюмы из самого обычного мусора, чтобы поднять вопрос его утилизации. У Птолемея Элрингтона из Великобритании получился целый зверинец из запчастей, которые он насобирал по обочинам дорог. Американец Ноа Деледда виртуозно выгибает использованные алюминиевые банки, превращая их в произведения искусства, которые продаёт за баснословные деньги.
Правда, нередко экспонаты в стиле треш-арт, даже очень дорогие, заканчивают свою жизнь в мусорном ведре. В 2001 году по инициативе уборщицы галереи так почило произведение из окурков и жестяных банок одного из самых дорогих художников Дэмиена Херста.
К мусорному творчеству можно относиться по?разному, но остаться равнодушным точно не получится. Например, в Калужской области больше 500 работ в стиле трэш-арт от художников из 25 стран собрали в художественном МУзее МУсора «МУ МУ».
Белгороду тоже не чужды подобные эксперименты. В рамках недавно прошедшего музыкального фестиваля BelgorodMusicFest на газоне возле художественного музея появились коряги в корпусах отслуживших свой век мониторов, огромный Пегас, собранный из того, что нашлось в гараже, лошадь из старых покрышек. Отработанный материал вернулся в виде настоящих произведений искусства – нестандартных, притягивающих, заставляющих рассматривать и размышлять.
Лошадь из старых покрышек / Фото: Марина КудлаеваВсё зависит от фантазии
Та самая композиция «Камо грядеши» из коряг в старых компьютерных и телевизионных корпусах – дело рук старооскольца Руслана Куликова.
«Название «Камо грядеши» («Куда идёшь») взято по аналогии с библейским сюжетом, когда апостол Пётр бежал из горящего Рима и встретил Христа, который шёл обратно в Рим. В нашем случае следует понимать так: куда идёт человечество, что будет с природой, если относиться к ней пренебрежительно, – рассказывает Руслан. – Всё, что представлено в инсталляции, найдено в лесу. Я ежедневно хожу на работу через посадки и вижу, что люди выбрасывают. Никто, кроме меня, это не поднимет, потому что там больше никто не живёт».
Он уверен, что всякий предмет может стать источником вдохновения, всё зависит только от фантазии. В копилке Руслана есть работы из овощей, а композиции из сухих трутовиков побывали даже на выставке в Санкт-Петербурге:
«Реакции на мои творения самые разные. Нередко слышу: что за гадость! Ногой могут пнуть. Я спокойно к этому отношусь. Говорят: ты не художник и не скульптор. Это так. Но мне всё равно, я продолжаю творить из того, что под ногами, чтобы ещё раз напомнить о проблемах экологии».
Фото: Ирина ДудкаПирамида и самолёт
Белгородец Дмитрий Горелов собирает свои арт-объекты из банок, бочек и всего, что остаётся после мероприятий, на которые богат молодёжный центр «Октябрь», где он работает звукооператором. Холл центра украшает пирамида из баллончиков от красок и самолёт.
«Это по сути мусор, но там внутри такая конструкция, чтобы всё держалось! – говорит он про пирамиду. – А самолёт – из материала, из которого делали ширмы для голосования по поправкам в Конституцию. Один посетитель хотел купить его за 20 тысяч рублей, мы сказали – не продаётся».
Как истинный поклонник альтернативного искусства, он никогда не работает по чертежам и эскизам, а задумку может менять прямо в процессе, если что?то пошло не по плану.
«Не знал, что это называется треш-артом, – признаётся Дмитрий. – Просто воплощал идеи из головы. Сначала появляется мысль, потом смотрю, что есть для её реализации: палки, бруски, фанера, пластик, банки… Так из бочек собрал ракету и мы её запускали на одном из фестивалей, две ночи над ней работал».
В этом году Дмитрий впервые был на «Тавриде», где увидел много впечатляющих работ.
Фото: Дмитрий Горелов— Например, композиция сидящего мужчины и стоящей женщины – прозрачные, с ночной подсветкой, выглядит очень здорово. Огромные футуристичные часы, муравьи, прочие арт-объекты размером с дом очень вдохновили. Думаю подать на грант и тоже сделать там такой объект.
—?Интересно заниматься таким творчеством?
—?Да, я бы даже сказал, что это частично приносит доход. Мне впервые заплатили – 30 тысяч за лампу, которую я делал для фестиваля «Лампа». Пять дней с ней возился, ночевал на работе. Фанера, пара брусков, скотч и сто лампочек – и вот полноценный арт-объект. Но это не для того, чтобы продать, а больше для интереса.
«Что бы ни придумал – всё правильно»
Маленькие авангардисты растут в детском саду «Искринка» села Стрелецкое. К необычному увлечению их сподвигла педагог-психолог Наталья Боровская. Она показывает склад бросового материала: втулки, короба, коробки.
«Интересно смотреть, как из обычного картона дети придумывают атрибуты для игры, мебель для кукольной кухни и даже холодильник с едой», – рассказывает она и ведёт в самый эпицентр детсадовского творчества – место под названием треш-кроссинг.
В разных коробах, коробочках и контейнерах аккуратно разложено то, что обычно несут в мусорку: пластик, пуговицы, семена, бусины, крышки от бутылок. Все контейнеры подписаны. Самый интересный – «Калейдоскоп»: тут и сухие макароны, и диски, и потерявшиеся детали конструкторов. В другом разные виды бумаги, отрезы тканей.
Фото: Фото со страницы детсада во «ВКонтакте»Собирательством вдохновились и дети, и воспитатели. Теперь на каждый творческий порыв здесь есть ответ. Задумал поделку, пришёл и взял голубую крышку, которая нужна для её воплощения, а взамен положил, например, красивую пуговицу.
«Мне всегда хотелось делать что?то необычное, и этот материал интересен тем, что выглядит по?новому. Тут нет чётких правил и установки, что должно выйти в итоге. Что бы ни придумал ребёнок, всё будет правильно. Здесь важен сам процесс, а не результат, – продолжает Наталья. – Так мы развиваем мелкую моторику, приучаем детей мыслить и анализировать. Малыш раскрывается, потому что не боится, что ему скажут: ты делаешь неверно».
Фото: shutterstock.comЖизнь без мусора. Какие привычки помогут сохранить природу
Каждый материал – это ещё и предмет пристального изучения для юного рукодельника.
«У педагогов, наверное, в крови этот интерес – давать вторую жизнь вещам, а дети этому способствуют, ведь глядя на них, хочется создавать ещё и ещё», – признаётся наставница.
Даже цветы, оставшиеся после выпускного, тут не выбросили, а пустили в дело. Дети старших групп вместе с воспитателями создали из них панно «Моё лето». Из одного и того же материала у каждой группы получились совершенно разные картины.
В общем, эпатажный треш-арт – это не столько умение сделать конфетку из ничего, сколько попытка показать, что даже у мусора появляется иной смысл, когда смотришь на него другим взглядом.
Ирина Дудка