В тематической экспозиции представлены изображения животных в графике и скульптуре.
Экспозиция «Мир фауны в искусстве», собранная из музейных фондов, открылась 16 декабря.
Анималистика – древнейший жанр изобразительного искусства, знакомый человечеству со времён наскальных рисунков. Выставка на эту тему в музее проходит впервые. На ней представлены 40 графических листов, созданных в 19502000-е годы в разных техниках печатной и оригинальной графики, и 9 скульптурных изображений.
На некоторых работах звери и птицы выступают главными героями. Это, например, «Колонки» Владимира Бегмы или тюлени на рисунке Рустама Яушева «Северо-западное лежбище». На других они сопутствуют основному сюжету – бегущая собачка, клетка с попугаем и рыба в руках у прохожих на городском пейзаже Ивана Тарасюка «Площадь Толстого».
Конкретным животным и птицам посвящены скульптуры. В камне, керамике, металле выполнены «Лосёнок» Алексея Потапова, «Киви» Семёна Лойка, «Антилопа» и «Бегущие кабаны» Андрея Марца, «Соболь» Александра Белашова.
Читайте также
В Белгороде открылась выставка к 50-летию борисовского художника Александра Иванова
20 Дек 2022 10:09
В выставочном зале «Родина» представили экспозицию «Белгород. О любви»
10 Дек 2022 13:30
В Белгороде открылась выставка Алексея Тюрина к 85-летию художника
09 Дек 2022 16:06
В Белгороде открыли крупную выставку православного художника Филиппа Москвитина
05 Дек 2022 15:15
В Белгороде открылась выставка курского художника Владимира Дайбова
28 Ноя 2022 18:20
Но большинство работ на выставке представляют книжную иллюстрацию – жанр, который стал стремительно распространяться в ХХ веке с расцветом полиграфической промышленности и литературы, особенно сказочной, детской. Здесь посетители видят, например, иллюстрации Станислава Косенкова к произведению «Иван Царевич и Серый волк».
«Однако портретное изображение животных в течение сотен лет успешно остаётся самостоятельным жанром, – рассказала «БелПрессе» учёный секретарь музея Алла Селютина. – У одного из французских Людовиков был придворный художник, который сделал прекрасную карьеру, изображая любимых животных своего короля. Да и сегодня богачи нередко заказывают портреты своих питомцев».
Особый жанр в искусстве – русский лубок, потешные рисунки с поясняющими подписями, прежде популярные в простом народе. В подавляющем большинстве случаев главные их персонажи – представители фауны. Москвич Виктор Пензин (1938–2022) стилизовал их с увлечением.
Танцующий медведь с козой сопровождён надписью на старорусском языке, которая в современной орфографии звучит так:
«Медведь с козою прохлаждаются, на музыке своей забавляются. И медведь шляпу вздел да в дудку играл. А коза сива, в сарафане синем, с рожками и с колокольчиками, и с ложками скачет, и вприсядку пляшет».
Творческой мастерской художников выступают зоопарки. Москвичка Клара Калинычева, посетив зоопарк, написала пингвинов. Она же в рисунке «Детсад» использовала эффект контраста – маленькие дети на экскурсии у клетки с зубрами. А ростовчанин Ованес Лусегенов подсмотрел разговор двух мам с детьми на фоне огромного, напыщенного верблюда.
«Анималистика очень строга к своим авторам. Для художников очень важно наблюдать в жизни за своими объектами, много путешествовать, изучать их пластику, особенности движений, места обитания», – пояснила старший научный сотрудник сектора графики музея Анфиса Бердникова.
С этой точки зрения характерны работы художников, созданные в местах проживания локальных этнических групп: камчадалов, киргизов. Олени и лошади там – непременный элемент быта и культуры. Из шкур животных сделана одежда местных жителей, что в известном смысле тоже придаёт рисункам анималистичности. Битая птица и дичь в натюрмортах – также часть жанра.
Главная на выставке – крупноформатная картина Михаила Добронравова «Коммунисты вперед!». Она впервые демонстрируется в Белгороде. Это одна из работ Добронравова, с собрания которых в первой половине 1980-х началось формирование коллекции областного художественного музея.
Рисунок выполнен углем на белёном холсте. Это подготовительный набросок к созданию впоследствии на его основе живописного полотна маслом. На нём – стремительно мчащиеся кони с всадниками-коммунистами. Но коммунистов не видно, они скрыты за силуэтами коней.
Кони изображены буквально несколькими штрихами, но в этих штрихах – и превосходное знание анатомии животных, особенностей их движения, и экспрессия, скорость, эмоции. В этом и есть суть анималистики, как её видят организаторы выставки.
Экспозиция будет открыта для посетителей до 16 июня.
Олег Гончаренко