Предприниматель, рационализатор и изобретатель Павел Литовка основал компанию в 1992 году. Фирма выросла из небольшой специализированной организации, и сейчас в её штате более 70 человек.
Фото: Павел КолядинЗалог чистоты. Как белгородский инвентарь для уборки вышел на международный рынок
Бизнес на изобретениях
Большая часть – высококвалифицированные специалисты. Более чем 20-летний срок существования превратился в историю успеха благодаря изобретениям Павла Литовки. В 2015 году по указу президента РФ его наградили за многолетнюю плодотворную изобретательскую деятельность с присвоением почётного звания «Заслуженный изобретатель Российской Федерации».
Всё производство развивалось на изобретениях и полезных моделях Литовки, которые начали выпускать серийно. Сам Павел Александрович по сей день стоит во главе компании. Его ноу-хау стали ключом к успеху для «Ливама», потому что аналогов многих образцов оборудования до сих пор не существует.
По некоторым направлениям в России белгородская фирма остаётся монополистом. Сегодня она производит в основном медицинские, промышленные дистилляторы производительностью от 5 до 210 литров в час, сборники для хранения очищенной воды, установки для получения воды аналитического качества I и II степени чистоты.
Дистилляция – перегонка жидкости при помощи процесса испарения с последующим её охлаждением: пары воды конденсируются и выпадают в виде капель. Сама по себе такая дистиллированная вода очищена от примесей, в том числе минеральных солей, микроорганизмов, органических включений.
Фото: Сергей ШевченкоВыход в свет: старый и новый
Ориентация компании – на здравоохранения и лаборатории. Высочайший уровень очистки воды позволяет использовать оборудование «Ливама» даже для создания инъекций в медицине, не говоря уже о дистиллированной воде в промышленности, в том числе на атомных электростанциях, в авиастроении и космической отрасли. С недавнего времени разработки фирмы используют и для создания установок замкнутого водоснабжения для выращивания аквакультур.
Изначально более 90 % продукции компания отгружала за пределы Белгородской области. Экспорт в страны дальнего зарубежья «Ливам» начал осваивать с 2005 года – поставки год за годом, помимо государств СНГ, охватили страны Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки.
Менеджер по дальнему экспорту Михаил Лемешко отметил, что на карте его подразделения отмечено 45 стран, в которые отгружают оборудование «Ливама». У основателя компании Павла Литовки список шире – с учётом поставок, которые ведут посредники по всему миру.
Фото: Сергей ШевченкоСанкции – время меняться
После введения санкций и роста курса рубля весной 2022 года на производстве вводили даже режим неполной рабочей недели. Отгрузки активно продолжались до мая, партнёры закупали оборудование, опасаясь, что цены на него могут вырасти. Однако в конце весны – начале лета наступил сложный период: логистические цепочки поломались, возникли сложности с поставками, с расчётами и т. д.
Негатива добавил высокий курс рубля. При официальном курсе ниже 60 рублей за доллар на международном рынке продукция оказывалась слишком дорогой. Впрочем, выход из локального кризиса удалось нащупать уже в 2022 году. Европейский рынок для компании оказался закрыт, но поставки по миру продолжились.
Фото: Сергей Шевченко«Курсы нас подкосили, но сейчас мы вновь набираем обороты. В мире не так много производителей такого оборудования, которое есть у нас. Да, есть Китай, но многих не устраивает их качество. Мы зарекомендовали себя на рынке: нас знают как надёжных партнёров. Сейчас основными направлениями дальнего экспорта стали Вьетнам, Египет. Некоторое время назад активно закупал оборудование Ирак. Остались поставки в Саудовскую Аравию, пытаемся расширить сотрудничество со странами Латинской Америки, например отгружаем оборудование в Перу, в целом хотим нарастить присутствие на этом рынке», – рассказал Михаил Лемешко.
Проблемы, конечно же, остаются. Допустим, для поставок оборудования в Перу авиацией маршрут выстраивается в шесть рейсов, что порождает издержки. Поставки морем в контейнерах могли бы решить проблему, но большинство транспортных компаний – западные. Несмотря на то что фактически торговля идёт между Россией и одной из стран Латинской Америки, они могут отказаться везти товар, сославшись на санкции.
Партнёрские отношения у «Ливама» выстроены и со странами Азии и Африки. Оборудование периодически поставляется в Эфиопию, Гану, Танзанию, Таиланд, Бангладеш. Из?за особенностей рынка в Индонезии местные партнёры предлагают белгородцам создать в стране филиал своего производства для работы на внутреннем рынке. К слову, подобная схема у «Ливама» уже действует в Белоруссии, где также работает производственная площадка.
Ещё одной проблемой для экспортёров остаются схемы расчётов, которые приходится решать фактически вручную. Однако здесь простого решения пока не просматривается.
Но Михаил Лемешко отмечает, что иногда даже в нынешние времена случаются чудеса, например уже во время санкций заказ на одну из установок пришёл из США. «Ливам» отправил его Почтой России, и товар без проблем дошёл до адресата, пройдя растаможку.
Фото: Сергей Шевченко«Нам очень сильно помогают»
Лемешко рассказывает, что ещё с досанкционного периода Центр поддержки экспорта Белгородской области стимулировал увеличение доли экспортных поставок, предоставляя целый ряд инструментов для продвижения своего бренда на мировых рынках. Один из ключевых и дорогостоящих инструментов – сертификация: по условиям поддержки ЦПЭ оплачивает 80 % расходов, а предприятие – 20 %.
«В Центре поддержки экспорта нам очень сильно помогают. Прежде всего это вопрос сертификации. Нам необходимы сертификаты CE и ISO. Сейчас даже в странах Азии требуют наличие именно этих сертификатов для выхода на их рынок. Сама сертификация очень затратна, и софинансирование процедуры позволяет решить этот вопрос с минимальными издержками», – отметил собеседник.
Кроме того, «Ливам» активно пользуется финансированием со стороны Центра поддержки экспорта участия в международных выставочных мероприятиях. Господдержка покрывает аренду презентационной площади, регистрационные и маркетинговые сборы от организаторов выставок. Сами же экспортёры фактически оплачивают только транспортные расходы.
Фото: Сергей Шевченко«Есть общее правило в бизнесе: если мы не участвуем в выставочной деятельности, мы словно не существуем. Поэтому нужно светиться обязательно везде, где только возможно. В 2022 году мы были в Таиланде на выставке Medlab Asia. В 2023 году в сентябре будем представлены на выставке ExpoMedical в Аргентине. Там рассчитываем существенно расширить сеть деловых связей, найти новых партнёров на интересных для нас рынках», – сообщил Михаил Лемешко.
Ещё один инструмент поддержки со стороны ЦПЭ – субсидирование затрат экспортёров на работу с маркетплейсами. Они набирают обороты, несмотря на сложности с оплатой для российских участников.
«Мы активно сейчас работаем с Alibaba, присматривались к платформе MedicalExpo, но пока не решились из?за сложностей в оплате. Видим, что всё, что можно, в Центре поддержки экспорта и для нас, и для других белгородских компаний делают. Конечно, для экспортёров остаются общие риски: проблемы с расчётами, доставкой грузов, но это уже вопросы, которые могут решаться на государственном уровне. Мы не жалуемся на ситуацию. Да, всегда есть риски, но сейчас вырос курс доллара – это благоприятная для нас тенденция. Что нам делать? Будем развиваться дальше. Возможности для этого есть», – заключил Михаил Лемешко.
Сергей Шевченко