Кратер с расплавленной породой и огненные смерчи: как на Ямале тушили Пурпейский газовый фонтан

Кратер с расплавленной породой и огненные смерчи: как на Ямале тушили Пурпейский газовый фонтан

Открытие Губкинского нефтегазоконденсатного месторождения на Ямале в феврале 1965 года было ярким и оглушительным в буквальном смысле. После непродолжительного бурения скважины воспламенился газ, буровая и все оборудование сгорели в первые 10 минут. А затем в этом горячем аду образовался кратер диаметром в полкилометра, подобраться к которому можно было не ближе, чем на 200 метров. Среди арктической зимы от жары на деревьях распустились листья, а в реке Пур сварилась рыба. Как это было, вспоминает URA.RU.

Кратер с расплавленной породой и огненные смерчи: как на Ямале тушили Пурпейский газовый фонтан Владимир Соболевский Фото:

Сохранилось немного достоверных и подробных источников о том, как на будущем Губкинском месторождении газа в ЯНАО тушили Пурпейский огненный фонтан. Один из наиболее интересных — воспоминания главного инженера Главтюменьгеологии Владимира Соболевского, записанные его сыном Евгением. Старший Соболевский руководил ликвидацией ЧС все полгода, пока тушили пожар, то есть до конца августа 1965 года.

«Помню, как вскоре после новоселья он [отец — ред.] исчез на полгода, тушил грандиозный Пурпейский фонтан. Кажется, отец был единственным из ликвидаторов, кто находился там безотлучно. Лишь позже я осознал весь масштаб события, в котором довелось участвовать моему отцу», — вспоминал Евгений Соболевский в очерке, опубликованном в журнале «Северяне» в 2024 году.

Как начался пожар на Пурпейской скважине

Кратер с расплавленной породой и огненные смерчи: как на Ямале тушили Пурпейский газовый фонтан Пурпейский газовый фонтан Фото:

Разведочная скважина Р-101 была заложена в 1964 году в 80 км от Тарко-Сале на берегу реки Пур. Предполагалось бурение на глубину до 3,2 км.

«Бурение начали 13 января 1965 года. Пробурили примерно 700 метров. Ночью с 10 на 11 февраля дежурная вахта начала подъем бурильной колонны для замены сработанного долота. В ходе этих работ примерно в четыре часа утра начались внезапные сильные газопроявления, перешедшие в открытое фонтанирование газа», — записал сын Соболевского.

Вахтовые рабочие успели заглушить дизели и электростанцию, а также потушить топку котельной установки. А затем они быстро покинули участок, так как находиться рядом было очень опасно: помимо газовых струй из скважины вылетали куски породы величиной до 100 мм.

Утром, в 7:30 часов, газовый фонтан воспламенился. Предположительно, это произошло от искр, высекаемых кусками породы о металлические части буровой вышки.

«Пульсирующее пламя вздымалось на высоту от ста до двухсот метров. Всего за десять минут оно разрушило буровую, ее остатки осели и исчезли на дне образовавшегося кратера. Туда же, в тартарары, провалились каротажная машина, цементировочный агрегат и другое оборудование», – вспоминал Соболевский.

Почему газ в скважине оказался неконтролируемым

Никто не ожидал, что вскрытие залежи на глубине всего лишь 700 м может дать резкий приток газа. Цементный раствор в пространство между стенкой ствола скважины и самим кондуктором (первой, самой верхней обсадной трубой), как и положено, закачали. Но цементирование оказалось некачественным. Это и привело к прорыву газа, провалу устья и образованию кратера диаметром около 600 м. В ходе всех «огненных» процессов кратер соединился с рекой Пур и даже, отмечает Соболевский, изменил ее русло.

Посреди арктической зимы настала весна и ... сварилась рыба в реке

Возможно, ранее Ямал никогда не знал такого грандиозного пожара, способного поменять климат и весь близлежащий природный ландшафт. Вот как описал Соболевский последствия пожара:

«Пламя достигало в диаметре восьмидесяти, а в высоту более ста метров. Стоял страшный шум, земля дрожала. К изумлению ликвидаторов, в пятидесятиградусные морозы близ фонтана наступила весна — распустились листья на березках, а скованный льдом Пур растаял на шестьдесят километров вниз по течению. В нем можно было даже купаться и… питаться — на поверхность то и дело всплывали тушки вареной рыбы», — отмечает автор воспоминаний.

За сутки земля извергала 15 млн куб м газа. Чтобы понять, насколько это много, можно сравнить этот процесс с потреблением газа Германией, где вся страна сжигает примерно 250 млн куб. м газа ежедневно. Таким количеством топлива можно обогреть целый город.

Как тушили Пурпейский газовый фонтан

Кратер с расплавленной породой и огненные смерчи: как на Ямале тушили Пурпейский газовый фонтан В тушении пожара участвовала тяжелая техника, которую доставили по воздуху Фото:

Руководителем работ по ликвидации фонтана был назначен Владимир Соболевский, а ответственным исполнителем — буровой мастер Николай Григорьев, имевший большой опыт тушения газовых фонтанов. Значимую роль сыграл начальник «Главтюменьгеологии» Юрий Эрвье. Противофонтанное оборудование к месту аварии из Салехарда доставили в Тарко-Сале тяжелыми транспортными самолетами Ан-12 (взлетную полосу для этого пришлось срочно удлинять), а к месту аварии — вертолетами Ми-6.

Опыта тушения подобных пожаров в СССР не было. Сложность была не только в мощи огненного фонтана, но и в том, что на месте скважины образовалась не воронка, а кратер диаметром около 500 м. Через год точно такой же фонтан потушат в Узбекистане с помощью ядерного взрыва. Он горел в течение трех лет, достигая высоты 120 м. Атомный взрыв сдвинул пласты пород, перекрыв движение газа.

Газовый фонтан на Ямале потушили иначе — бурением наклонной скважины, через которую планировали глушить фонтан жидкостью. Но сначала нужно было понять глубину залегания и мощность пласта. Поэтому Юрий Эрвье решил сначала пробурить оценочную (вспомогательную) скважину.

НОВОСТЬ ПО ТЕМЕКратер с расплавленной породой и огненные смерчи: как на Ямале тушили Пурпейский газовый фонтанНа месторождении «Харампурнефтегаз» в ЯНАО продолжает полыхать скважина, несмотря на усилия пожарных

Все это очень непросто и опасно: жар от фонтана плавил все вокруг и подобраться к кратеру можно было не ближе, чем на 200 м. Иначе дымилась одежда. А возникавшие периодически по краям фонтана огненные смерчи выжигали гнус.

«Во время подготовки к этому этапу работ начался весенний паводок, затопивший всю округу. Часть оборудования, бурильные и обсадные трубы оказались под водой. Половодье бушевало двадцать дней, а когда вода спала, стало ясно, что кратер увеличился в диаметре и подошел к основанию вышечно-лебедочного блока», — рассказывает Соболевский.

Когда наконец в наклонную скважину ликвидаторы аварии залили 25 тысяч куб м воды, пламя утихло, но ненадолго — огонь продолжил бушевать. Чтобы убедиться, что жидкость идет в нужную сторону, Юрий Эрвье предложил проверить наличие связи между наклонной и аварийной скважинами чернильным раствором, который позже подкрасил пену в кратере горящего фонтана.

Когда ликвидировали Пурпейский газовый фонтан

Кратер с расплавленной породой и огненные смерчи: как на Ямале тушили Пурпейский газовый фонтан На месте газового фонтана впоследствии образовалось озеро Фото:

Впервые огонь заглох к концу августа. Владимир Соболевский поспешил сообщить о победе в Тюмень, но всего через несколько часов газ пошел с прежней силой. Бригада была в отчаянии — на Ямале близилась зима, а это значило, что закачиваемая вода могла замерзнуть с приходом холодов. Тогда решили пытаться задавить фонтан буровым раствором.

«Его закачали в скважину весь, без остатка, и лишь после этого фонтанирование прекратилось. Все ожидали, когда кратер вновь оживет, но минула ночь, забрезжил рассвет, а фонтанирования все не было», — пишет сын Соболевского. Настала тишина, но докладывать в Тюмень остерегались. Через сутки Соболевский отправил радиограмму: «Вода в кратере остывает, поднимается туман, тихо, фонтан ликвидирован».

Горение скважины остановили 28 августа 1965 года. Месторождение получило название Губкинского в честь академика Губкина, который еще в начале тридцатых годов призывал искать нефть восточнее Урала. А для участников этой истории Пурпейский газовый фонтан стал одним из самых ярких событий их жизни. Но, говорят, это ЧП в газетах и на телевидении не освещалось. О нем стало известно значительно позже.

«Мне бы хотелось, чтобы где-то были увековечены фамилии ликвидаторов, – писал Евгений Соболевский. – Они все ушли из жизни. И долгожителей среди них не было. Свое здоровье они оставили в таких местах, как Пурпе».
Источник: РИА URA.RU

Топ

Лента новостей