Легендарная «Пчелка» готовится к полету: энтузиасты восстанавливают Ан-14

Легендарная «Пчелка» готовится к полету: энтузиасты восстанавливают Ан-14

В Белгородской области восстанавливают легенду советской авиапромышленности — самолет Ан-14. В свое время его использовали в армии, а в начале 90-х он стал экспонатом Рижского музея авиации. Когда над ним нависла угроза уничтожения из-за стремления местных властей избавиться от всего советского, спасением машины занялся энтузиаст из России.

Белый налет — это алюминиевая коррозия, которая образовалась на корпусе из-за влажности: Ан-14 с советских времен простоял на открытой площадке в Рижском музее авиации. Семь лет Владислав Александров вместе с командой вел переговоры о приобретении редкой модели. В 2021 году легендарную «Пчелку», наконец, доставили в Россию.

Владислав Александров, президент Федерации самолетного спорта Белгородской области, руководитель проекта восстановления самолета Ан-14: «Почти год заняла перевозка, год самолет стоял на таможенном складе, разтоможивался. Поскольку большой негабарит, практически полгода у нас занял сам путь по дорогам — согласования, разрешения, сопровождения».

Во всем мире таких самолетов было выпущено около 340 единиц. В разобранном или целом виде сохранилось не больше 15, а летающих — всего один, в Новосибирске. Влад также принимал участие в его восстановлении.

Белгородская «Пчелка» может стать вторым легким транспортником, который удастся вновь поднять в небо. У самолета почти полная комплектность, что весьма редкий случай для музейного экспоната. К тому же налетать Ан-14 успел всего 150 часов, а это меньше 1% от его максимально возможного ресурса. Чтобы понять, в каком состоянии остальные конструктивные элементы, воздушное судно пришлось разобрать до винтика.

Фрагмент звуко- и теплоизоляции 1969 года, как раз-таки год выпуска самолета. Понятное дело, что выполнен элемент далеко не из самых высокотехнологичных материалов. Основной минус в том, что при попадании влаги он набухал, тем самым добавлял дополнительный вес самолету. Современный аналог — трехслойная сэндвич-панель, выполненная из водоотталкивающего материала. Основной плюс в том, что весят два этих фрагмента одинаково, но эффективность современного в 100 раз выше.

Специалисты закончили ремонт подпольного пространства в кабине для пассажиров, полностью восстановили металлическую обшивку. Лампочки, выключатели, датчики — отдельные узлы и агрегаты ожидают своей очереди для установки. Среди деталей есть уникальные, например, водило. Влад говорит, что ему повезло, не каждому в комплекте с самолетом достается такое устройство.

Владислав Александров: «Водило весит всего 7 килограммов, его можно брать с собой на перелеты спокойно и спокойно буксировать самолет практически любой техникой».

Восстанавливать Ан-14 белгородскому аэролюбителю помогают люди со всей страны, одни — запчастями, другие — работой. С охотой участвуют в процессе будущие летчики и инженеры.

Владислав Александров: «Приезжают ребята из аэроклубов ДОСААФ, помогают очень здорово с ремонтом. Мы им даем возможность что-то почистить, помыть, изучить, как устроено. Основная идея — не просто восстановить самолет, а дать возможность прикоснуться к действующей истории».

Александр Ахтырский, председатель Белгородского регионального отделения ДОСААФ России: «Мы продолжаем содержать и приводить в порядок аэродромную часть, мы обслуживаем нашу технику, чтобы мы были готовы, когда небо откроется, уже в полном объеме заниматься вопросами развития авиации. Это и полеты, это и планерное звено, парашютная подготовка и развитие беспилотной летательной авиации».

Пока что воздушное пространство над регионом закрыто, работы по ремонту Ан-14 предстоит еще очень много, но белгородские пилоты не перестают мечтать о небе и планируют пролететь на восстановленной «Пчелке» от Санкт-Петербурга до Владивостока.

Владислав Александров: «К сожалению, мы не так много успели посетить аэродромов, но я очень надеюсь, что после восстановления самолета у нас вся площадка заполнится магнитиками, а, может, даже и вторая дверь».

Источник: НТВ

Это интересно

В регионах

Топ

Лента новостей