В мире, где стандартные образы часто становятся основой современной моды, встречаются люди, творящие настоящую магию. Они не просто шьют одежду – они создают порталы в прошлое.
Один из таких мастеров – Марина Высоцкая, создательница исторических костюмов, для которых ей не жаль ни времени, ни души. Мы поговорили с Мариной о том, как рождаются её шедевры – от первой нитки до последней бусины.

От ателье «Пушинка» до фестивалей: долгая дорога к себе
Путь к призванию Марины был долгим и полным поисков. Любовь к шитью родилась в детстве.
«Меня почти никто не учил,наблюдала только, как шила мама, как шила моя тётя», – вспоминает мастер.
После школы Марина пришла в белгородское ателье «Пушинка», а затем с отличием окончила школу в Кемерово по специальности «закройщик трикотажного производства».
Судьба забросила её в Ригу, город, покоривший Марину навсегда.
«Я поехала туда отдыхать.Настолько меня восхитил этот город, что я, приехав домой,сразу подала заявление на увольнение...Началась моя самостоятельная жизнь в Риге», – поделилась Высоцкая.
До того,как посвятить себя костюмам, Марина сменила множество профессий:была мастером на фабрике, преподавателем нейл-арта,открывала салоны красоты и парикмахерскую.А в 2012 году всё изменил первый фестиваль.
Первый опыт участия в фестивале были первым признанием. В 2012 году в рижском парке Кронвальда она представила костюм Марии Каэтаныде Альба.
«Костюм был в стиле начала XIX века, а по условиям конкурса надо было до конца XVIII века. Это не помешало мне хорошо представить костюм. Получила я приз зрительских симпатий, почти все голоса зрителей были отданы именно моей работе», – с гордостью рассказывает Марина о первом опыте.
Уже на следующий год её ждал триумф с костюмом Елизаветы Люксембургской в готическом стиле, который был восторженно принят публикой.
Наряд был наполнен историческими деталями: от поясного кинжала и флакона с благовониями до перстня с секретом.
Награды Марина получала затем несколько лет подряд. Современем стала судьёй возрождённого исторического праздника «Майский граф».
«Позвали меня стать судьей «Майского графа».Что бы судить костюмы, нужно понимать и в кройке,и в шитье, и в истории», – отмечает мастерица.
«Я живу этой жизнью, жизнью моих костюмов»
Источники вдохновения Марина находит в окружающем мире: это и музеи, и магазины тканей, и блошиные рынки. Творческий процесс часто начинается именно с находки.
«Екатерина Вторая, цвет шампанского в золоте, он ко мне пришёл сам.Я пришла в магазин,увидела эту ткань, и я уже сразу поняла,что я буду из неё шить», – делится Марина.
Она — настоящая охотница за деталями. Увидев интересный аксессуар, мастерица не раздумывает о его стоимости – она просто понимает, что он ей нужен. Этот мир полностью её поглотил.
«Я живу этой жизнью, жизнью моих костюмов», – признаётся Марина.
«На костюм уходит от трёх до девяти месяцев»: таинство рождения наряда
Создание исторического костюма – это не просто работа, а целое искусство, требующее терпения, точности и вдохновения. Каждое платье – это отдельная история со своими сроками пошива и вызовами.
«На костюм в моей практике уходит от трёх до девяти месяцев. Жизнь идёт, жизнь продолжается, в свободное время, как правило, я творю», – делится Марина.
Срок создания костюма зависит от множества факторов, от вдохновения до деталей.
«Самый быстрый костюм, который я сшила, это было платье Ирен Адлер. Я его делала неполных три месяца. Костюм был создан для фестиваля Шерлока Холмса в Риге. А вот самым сложным проектом стала «Елизавета в голубом», занял он у меня девять месяцев. Причина – в уникальном каркасе. В креплении этого каркаса присутствуют различные строительные приспособления и даже алюминиевая лента для сантехнических работ, которая, собственно, держит весь каркас. Основой же всего служит кожаный ремень на талии, на который, как на фундамент, крепятся все последующие слои: фижмы, подъюбники и сам наряд»,– делится секретами мастерица.

Алхимия аксессуаров:«Украшения и сумки каждому костюму – свои»
Марина не делит элементы костюмаглавные и второстепенные. Ордена, колье и серьги часто рождаются в её руках из старинных деталей, из настоящего антиквариата.
«Аксессуары и украшения, как правило, я всегда делаю сама... Вот, допустим, ордена Екатерины Первой, Екатерины Второй, Елизаветы, они составлялись из нескольких частей. Основной крест, на него ещё дополнительно крепилась брошь...Так уже приблизительно облик ордена и появлялся», – рассказывает Высоцкая.
Иногда к созданию украшений привлекаются другие мастера, как это было с образом Марии-Антуанетты.
«Украшения создавала московский мастер по сутажу Елена Белова. Она специально приезжала ко мне в Ригу... Мы с ней вдвоём разрабатывали дизайн», – вспоминает Марина.
Но правило остаётся незыблемым: «Украшения и сумки каждому костюму – свои».


alximia0312
1.jpg
https://mirbelogorya.ru/images/gallery/alximia0312/1.jpg
2.jpg
https://mirbelogorya.ru/images/gallery/alximia0312/2.jpg
Ботинки Gucci для Елизаветы: обувь как арт-объект
Обувь в коллекции Марины – это не просто пара туфель, а полноценный элемент образа, который часто имеет свою забавную историю. Как, например, у ботинок для костюма Елизаветы на карнавале.
«С ботинками – вообще смешная ситуация... Они были куплены ещё в начале 90-х годов. Настоящие Gucci, кожаные. Я пыталась их выбросить, но они «не выбрасывались». Лежали, лежали и долежались, пока я из них не сделала костюм», – с улыбкой вспоминает Марина.


botinki0312
11.jpg
https://mirbelogorya.ru/images/gallery/botinki0312/11.jpg
22.jpg
https://mirbelogorya.ru/images/gallery/botinki0312/22.jpg
«Я сплю с костюмом и встаю с костюмом»
Творческий процесс для Марины – это не работа по графику, а состояние души. Она признаётся, что не может творить без внутреннего огня.
«Сейчас у меня очень много разных задумок, которые хотелось бы воплотить в жизнь, но немножко у меня сейчас ничего не строится. Нет вдохновения и желания создавать что-то... Вот, прямо душа «не поёт». Мне надо, чтобы крылья были, и душа пела, и желание было», – признаётся она.
Но когда вдохновение приходит, оно поглощает целиком.
«Я когда начинаю заниматься костюмом, я живу только этим костюмом. У меня все мысли… Я сплю с костюмом и встаю с костюмом», – говорит Марина Высоцкая.
Возвращение в Белгород: Костюмы на большой сцене
Сегодня коллекция Марины, в которой около 20 женских и два мужских костюма, успешно демонстрируется на крупнейших площадках. Её костюмы побывали на фестивале в Москве на ВДНХ, участвовали в театральных фестивалях и перформансах.
Особенно она выделяет сотрудничество с Белгородским драмтеатром и молодёжным центром «Октябрь».
«Очень-очень мне нравится с ними работать, они очень позитивные, активные, очень быстро включаются в работу», – считает она.
В декабре прошлого года у нашей героини состоялась выставка в Белгородском музее народного творчества, для неё это стало особым событием.
«Очень профессионально была сделана выставка, на которой я представляла не только костюмы, но и свою коллекцию личных аксессуаров, посуды, коллекцию зеркал, я осталась в всоторге от работы музея, да и людям нравилось, много приходили и любовались», – делится Высоцкая.
Для Марины Высоцкой костюм – это не просто одежда. Это прожитая жизнь, историческое исследование и частица души, которую она дарит каждому своему творению.
Новости СМИ2







































