Вера Штельбаумс: во время войны все слушали сводку, ждали любых новостей и Победу

Вера Штельбаумс: во время войны все слушали сводку, ждали любых новостей и Победу

Заслуженный тренер России по художественной гимнастике Вера Штельбаумс родилась в Забайкалье в 1937 году. Она застала Великую Отечественную войну (ВОВ) в юном возрасте. Несмотря на то что боевых действий на территории Забайкалья не велось, война напрямую повлияла на судьбу ее семьи. В интервью ТАСС Штельбаумс рассказала, как встретила День Победы в 1945 году, об отце, который погиб на фронте, и о детских воспоминаниях.

— Вера Ефремовна, расскажите о своей семье.

— Мои родители из Белгородской области, из деревни Прохоровка, где была большая битва во время войны. Но впоследствии они уехали на Дальний Восток еще в 1930-е годы. Я родилась в Восточной Сибири, в Забайкалье.

В каком городе вашу семью застала война?

— На границе была станция Наушки, около Читы, где-то около Читы мы и жили. Прожили там до 1953 года, а в 1953 году переехали в Омск к маминой сестре. Здесь я училась, жила и живу до сих пор.

В июне 1941 года отец ушел на фронт. Мы остались втроем — мама, трехлетний брат и четырехлетняя я. Папа погиб под Москвой, похоронен в городе Подольск в братской могиле. Я отца немного помню, но сейчас уже трудно вспоминать. Помню, когда он уходил, у него рюкзак был за спиной, и патефон стоял на тумбочке. Он включил пластинку "Любимый город может спать спокойно". Он уходил, и пластинка играла. Это все, что осталось в моей памяти.

— Когда стало известно, что отец пропал

— Сначала пришло оповещение, что он без вести пропал. Месяца три-четыре, наверное, ничего не было известно, как мама рассказывала. А потом пришла похоронка, стало известно, что он похоронен в городе Подольск в братской могиле. В 1960-е годы я уже ездила на сборы, на соревнования. Мы были на спортивной базе около Подольска, я поехала туда, нашла военкомат, обратилась к ним с похоронкой. Они разыскали, сказали, какая могила. Я нашла эту могилу.

Какая была жизнь во время войны, кем работала ваша мама?

— Мама работала поваром в какой-то столовой, мы все время бегали, учились, работали, помогали ей. У нас была корова, коза. Этим и жили.

— Что напоминало вокруг о том, что идет война?

— У нас на столбах были круглые громкоговорители. Там всегда собирались люди, когда сводка шла, вроде в пять часов вечера. Все слушали, с таким нетерпением ждали каждый раз любых новостей — когда наши наступали, когда отступали, потом, когда уже дело к Победе шло. Все очень ждали этого момента, всегда слушали очень внимательно.

Взрослые и дети радовались, кричали, когда какой-то город освобождали. Конечно, я не все понимала, маленькая была. Но все равно знала, что идет война, про это взрослые, конечно, всегда говорили. Там, где мы жили, в основном женщины одни были, большинство мужчин ушли на фронт. Почти везде женщины работали. Мы жили в бараках, рядом с нами женщины шили для фронта варежки, гимнастерки.

Как вы встретили Победу?

— Там, где мы жили, не было поликлиник, и мы два раза в год ездили в Улан-Удэ на профилактический медосмотр, все проходили там. Я уже была постарше, мне было восемь лет. Мы как раз приехали с мамой в Улан-Удэ 9 мая. Вдруг все на улице начали радоваться, все целовались, даже не зная друг друга, обнимались, кричали, шапки вверх подбрасывали. Там был солдат с одной ногой, у него были костыли. Он один костыль бросил и взял меня на руки. Со мной прыгал, кричал: "Победа, победа!"

Как сложилась жизнь вашей семьи после войны?

— Тяжеловато было. Мама работала все время, мы с братом помогали дома по хозяйству. Втроем так и жили. Мама всю жизнь проработала. Она дожила до 96 лет, умерла в 2017 году.

— Когда вы связали свою жизнь с художественной гимнастикой?

— Я танцевала с детства, мы с братом были такие танцоры, что он, что я. Если у нас были гости, мы пели, танцевали, такие были артисты. Потом мы в Омск приехали, там Дом культуры был. И там был танцевальный коллектив, мы с братом пошли танцевать. Позже стали к спорту приобщаться. Сначала я плаванием занималась в маленьком бассейне, даже выступала за Омск на соревнованиях, раза три ездила. Мы выросли рядом с рекой Селенгой, мы там с утра до ночи купались, там и научились плавать. Также ходила на спортивную гимнастику. А что такое художественная гимнастика, вообще не знала.

Когда я уже заканчивала школу, мама заболела, и мне пришлось перейти в школу рабочей молодежи. Меня устроили на завод, когда мне было 16 лет. Там училась в школе при заводе, я заканчивала уже 10-й класс. В те времена были очень популярны смотры различные. Мы ездили в Москву на какой-то смотр художественной самодеятельности. Там был хореограф, который работал в Омском институте физкультуры. Он увидел меня и начал агитировать, чтобы я поступала в этот Институт физкультуры. У меня были разряды по плаванию и по спортивной гимнастике, он хотел, чтобы я участвовала в самодеятельности, выступала за институт.

В итоге я туда поступила. Увидела там художественную гимнастику, это был 1956 год. Развивать ее у нас приехала преподавательница из Ленинграда. Она меня увидела и пригласила тренироваться. Я ответила, что даже не знаю, что такое художественная гимнастика. Но оказалось, что все это мне было очень близко. Так я и начала заниматься уже в институте художественной гимнастикой. Все быстро пошло, выполнила все разряды, под конец обучения в институте уже стала мастером спорта.

Позже закончила институт, и как раз у нас открылось отделение, построили один небольшой зал. Туда набирали тренеров, меня взяли. До сих пор так и работаю в той школе, в которой я начинала. 65 лет скоро будет, как я там работаю. Названия, конечно, менялись, но школа осталась.

— Не могу не спросить про Евгению Канаеву. Помните вашу первую встречу? Какой она вам показалась?

— Смешная была, разговорчивая, прям болтушка. В группу ее взяла моя ученица. Это была группа общей подготовки при школе. Она очень активная была, мне позвонили, попросили взять ее в мою группу, я сказала, пусть приходит. Тогда ей было шесть лет, она начала у нас тренироваться.

Из садика приходила, мне всегда или конфетку, или печенюшку приносила. Говорила: "Вы же тут целый день работаете, я вам принесла покушать". Очень разговорчивая девчонка была, болтала без конца. Она была от природы очень гибкая и подвижная. Потом я уехала с другими гимнастками в Москву. В Омске она была с моей дочкой Леной. Позже Женя в Москве уже со мной была все время.

Как будете встречать 9 Мая в этом году?

— Говорят, у нас в Омске пройдет "Бессмертный полк". Если будет, значит, пойдем. Пойдем с фотографией папы.

Источник: ТАСС

Топ

Лента новостей