Тягуче-расслабленная атмосфера арт-пространства «Мануфактура». Люди потихоньку собираются, радостно приветствуя друг друга, – большинство из них знакомы между собой. Кто?то заказывает сидр, кто?то малиновый чай, кто?то просто сидит, поёрзывая в ожидании (поэт должен быть голодным!).
Пролог
Ведёт вечер Саша Савицких – главный амбассадор поэзии в Белгороде, организатор литературных слэмов и многочисленных поэтических вечеров. В программе пять участников: Евгений Дробязко, Revizzor, Анастасия Пономарёва, Анчи и Муза. У них впереди три конкурса. В первом надо прочесть стихи любого поэта, во втором – свои произведения, в третьем – написать экспромт по картине белгородского художника.
Но пока отвёрнутая от зрителей картина ждёт своего часа, а её автор Сергей Бастаджян занимает место в жюри.
Саша настраивает штатив с телефоном – вечер будет идти и в прямом эфире.
Шёпот трёх десятков зрителей затихает, вечер начинается.
Александр Савицких / Фото: Дмитрий Мясников Читайте также Без трёх минут весна. Как работающий в котельной белгородец создаёт поэтические миры 09 Дек 2021 11:29 У этой книги смысл особый. Созданы бессмертные семейные полки белгородских литераторов 03 Дек 2020 14:53 Вижу рифмы. О чём пишут молодые белгородские поэты 09 Окт 2020 13:37 Шрамы на сердце. Почему поэт-грайворонец «остался маленьким где?то на войне» 13 Фев 2020 11:28 Лицом к свету. Впервые стихи Игоря Чернухина были опубликованы в «Белгородской правде» 06 Фев 2020 11:08Раунд первый. Проверенная классика
В плане выбора стихов для первого конкурса ограничений нет никаких. И уже первый участник даёт понять: банальщины сегодня не будет.
Анчи выбирает для декламации стих «Молодость» Владимира Котлярова, солиста группы «Порнофильмы»: «Поезд трясёт от холода, утро зевает в ухо. Не плачь, моя милая молодость. Нам ли тонуть в бытовухе».
Revizzor продолжает тему музыкантов и читает «Помогите Элли» Андрея Пирокинезиса: «Стены давят, будто в пасти у дракона. Я прошу, скорей открой врата в свой Изумрудный город».
Муза выбрала Серафиму Ананасову: «Ничего не выходит, во мне пустоты на двух Будд. В голове безумие, в рёбрах бес, в брюхе блуд, А во рту кусочки стихов, и я ими плюю».
Анастасия Пономарёва чеканит речитативом Александра Дельфинова: «Не хочу вспоминать, как из ста стало двести, не хочу вспоминать, как мы лежали вместе…»
А Дробязко выбирает хорошо знакомую всем Веру Полозкову:
«Чего они все хотят от тебя, присяжные с мониторами вместо лиц?
Чего?то такого экстренного и важного, эффектного самострела в режиме блиц.
Чего?то такого веского и хорошего, с доставкой на дом, с резной тесьмой.
А смысл жизни – так ты не трожь его, вот чаевые, ступай домой».
— Здесь в листках для оценки написано, что надо оценить рифму и стиль стихотворения. Как я в первом туре буду оценивать авторов?
— А вы оценивайте актуальность выбора, например, – шепчутся коллеги по судейству. И склоняются над таблицами.
Фото: Дмитрий МясниковРаунд второй. Своё
Собственные стихи читать, наверное, проще, потому что точно знаешь вложенный в них смысл. Оттого и слушать их интереснее.
Анчи рассказывает про дедлайны, хвосты и прокрастинацию:
«Жду в панельке я новое светлое завтра
Неизменно с начала столетья.
От безделья когда?то склоняясь за партой,
Я к нему же пришла в перманенте».
Муза усугубляет накрывшую всех меланхолию:
«Однажды наши дома снесут…
Наши кухня,
спальня
и гостиная
станут грудой камней.
Наши обои будут развеваться по ветру,
пока до стен не доберётся кувалда»
Revizzor вносит лёгкости, говорит, что вдохновение может прийти в любое время, и читает стих, который сочинил, чистя зубы:
«Зеркало марает зубной пасты пурга,
Пока полозья пластикового ворса её по зубам двигают.
Моя зубная щётка звучит, как варган.
Да и в целом мой дом – это иглу».
Пономарёва – про любовь. Но не простую: поэтичную, наполненную интересными образами:
«Моя любовь к тебе – огромная, как Москва-сити:
Средь каменных панелек стеклянный небожитель.
Соседские пятиэтажки зажужжат обидно,
Но ты не злись на них, им просто плохо видно».
И Дробязко – снова о грустном:
«Человеку нет покоя…
Каждая секунда жизни – контроль.
Уставший и злой в маршрутке стоя
С одной лишь мыслью: быстрее домой»
Фото: Дмитрий МясниковРаунд третий. Экспромт
Картина Сергея Бастаджяна вступает в игру. Её разворачивают к зрителю. У участников есть 15 минут, чтобы разглядеть, почувствовать и срифмовать ощущения. Пока они думают, к микрофону выходит читать стихи Руслан Шишкин – победитель чемпионата поэзии им. Маяковского 2018 года.
— А что дают за победу в чемпионате? – спрашивает Саша Савицких.
— Стекляшку. Стоит дома, пылится. Ещё почёт и уважение, конечно. Но я же давно участвовал, может что изменилось, – отвечает Руслан.
Время раскрывать карты, и участники выходят к микрофону с экспромтами. Естественно, каждый увидел в картине своё. Один говорит об одиночестве в толпе, другой – о своём внутреннем злом близнеце, третий – что?то о вере, четвёртый просто улавливает и передаёт мрачное настроение.
А Revizzor увидел на картине золотое зеркало и человека, который в него смотрится:
«Я подхожу к раме, сверкнув на содержимое зенками.
Всех, кто не верил в меня, потчуют на поле брани.
А я смотрю в золотое зеркало…»
Анчи / Фото: Дмитрий Мясников«Этот образ меня впечатлил больше всего. Золотое зеркало как солнце просияло среди мрачных настроений этого вечера», – признается позже Сергей Бастаджян.
А на вопрос, как же всё?таки называлась картина, ответит:
«Исчезающий монах на снегу».
Эпилог
Судить поэтов сложно и с какой стороны ни погляди – нечестно. Конечно, три конкурса позволяют оценить человека хоть как?то, но для жюри зачастую способ оценить поэтов один – мурашки. А они у каждого своей породы.
Алина Михайлова